Психолог в образовательном учреждении 24.03.2015

Роль психолога в образовательном учреждении

Что делает психолог? Как он может помочь вам и вашему ребенку? Об этом и пойдет речь в нашей заметке. Психолог  – это человек, который хорошо понимает внутренний мир ребенка, его сознательные и бессознательные составляющие, это человек, который может говорить с ребенком на его языке, чувствующий грандиозность и хрупкость формирующегося «Я». Это специалист, который знает общие закономерности развития детской психики, но при этом замечает и поддерживает индивидуальность конкретной личности, умеет анализировать и выстраивать отношения между ребенком и взрослыми, и между ребятами внутри детского коллектива. Это профессионал, который умеет системно оценить ситуацию, стремится поддерживать положительный психологический климат и комфортную эмоциональную обстановку для создания наиболее благоприятных условий с целью формирования здоровой, адекватной, стремящейся к дальнейшему развитию личности. Это гид и помощник для взрослых в мире детских эмоций и переживаний, действий и умозаключений, особенно для тех взрослых, которые искренне стремятся понять ребенка, понять его мир, его желания, мотивы и потребности. Это человек, который поможет помочь найти путь, если возникли трудности и проблемы. Основные функции психолога связаны с охраной психологического здоровья воспитанников, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и раскрытию внутреннего потенциала и способностей каждого ребенка. Реализация всех этих функций и задач происходит в разных видах деятельности (непосредственная работа с детьми, работа с родителями и коллективом). И возможна, на наш взгляд, только в парадигме сопровождения, которая подразумевает, что достижение стойкого положительного результата будет только при сотрудничестве всех участников образовательного процесса, помимо ребенка это и психологи, и воспитатели, и родители, вообще все взрослые, имеющие отношение к данному конкретному ребенку.
Исходя из этого, работа психолога в образвательном учреждении связана как с воспитательным и образовательным процессом в целом, так и с индивидуальной работой с детьми. Поставленные цели реализуются в таких направлениях работы, как:
1. Психопрофилактическое - предупреждение дизадаптации всех участников образовательного процесса, создание благоприятного психологического климата, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей. В рамках психопрофилактической работы осуществляется психологическое просвещение взрослых, их знакомство с особенностями функционирования детской психики.
2. Психодиагностическое. Диагностика уровня развития ребенка и его соответствие возрасту, диагностика личностных особенностей и межличностных отношений. Диагностика и анализ причин отклоняющегося поведения или эмоциональных проблем. Диагностика семейных взаимоотношений (только по запросу и с согласия родителей). Выявление ресурсных возможностей личности. Изучение эмоционального климата. В своей работе психолог использует разные методы (наблюдение, опрос, тестирование и др.) и разные диагностические методики, которые в свою очередь разработаны и рекомендованы к применению психологами-исследователями.
3. Психокоррекционное и развивающее направление. По результатам диагностики психолог проводит занятия, с целью оптимизации хода психического развития конкретного ребенка. Эти занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Могут проводиться в игровой форме, или иметь творческую направленность.
4. Консультативное направление. Психологическое консультирование обеспечивает человека необходимой психологической информацией и создает ему условия – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах. На консультирование человек приходит с уже готовой, осознанной проблемой, и в процессе консультирования мы предоставляем необходимую психологическую информацию для преодоления самим человеком этой проблемы.
Если у Вас возникают вопросы, связанные с психологическим развитием ребенка, если Вас тревожат какие-то конкретные нежелательные проявления в поведении и общении, или Вы просто хотите лучше узнать своего ребенка, научиться с ним эффективно общаться и играть, то мы всегда рады видеть Вас в нашем психологическом кабинете на консультации.
В заключении хочется сказать, что, наверно, детские психологи немного знают что такое чудо и волшебство, но все же мы не волшебники. Мы не можем решить проблему за вас, мы не знаем «как правильно» и не даем умных советов, мы не жалеем вас, не видим вас насквозь, у нас нет волшебных таблеток и мы не судьи. Но обратившись к нам, вы получаете необходимую помощь и информацию в решении проблем, мы стремимся активизировать ваши собственные внутренние ресурсы для того, чтобы вы помогли себе сами. Положительный результат возможен только в сотрудничестве и при этом возраст клиента особой роли не играет.


Педагог-психолог Федорова Лидия Владимировна
персональный сайт>>>