Повышение эффективности освоения иностранного языка на уроках с применением электронных средств обучения 12.03.2017

Повышение эффективности освоения иностранного языка на уроках с применением электронных средств обучения. Автор - Юшкевич А.А. (ГБПОУ МИПК им. И. Федорова). Специально для I Открытой Городской конференции «IT-технологии на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС» (проект "ШКОЛА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ").

Иностранный язык, как дисциплина, преподаваемая на всех уровнях образования и обучения, не теряет свою актуальность и востребованность во все времена. Знание иностранного языка позволяет раскрыть внутренний потенциал человека, расширить кругозор, свободно общаться и воспринимать информацию из разнообразных источников на другом языке. Методика преподавания иностранного языка всегда основывалась на создании у обучаемого коммуникативной компетенции освоения, которая в свою очередь включает в себя социокультурную, лингвистическую, страноведческую и другие компетенции основной задачей которых является формирование комплекса умений и навыков использования языка с адекватными средствами иноязычного общения.

Классические средства обучения иностранным языкам всем хорошо известны это:

  1. Основные средства обучения- учебно-методические комплекты (УМК) включающие в себя книги, рабочие тетради, фонд оценочных средств, аудио материалы и др.
  2. Вспомогательные – наглядные материалы (схемы, таблицы, раздаточный материал)
  3. Технические средства обучения – монитор, компьютер, интерактивная доска, планшетный компьютер, компьютерные программы и др.

На протяжении многих лет эти базовые аспекты преподавания иностранных языков, за исключением пожалуй технических средств обучения оставались неизменными. Однако реалии современного времени диктуют свои, новые правила, когда классические методики преподавания основанные только на взаимодействии ученик - учитель, ученик-книга уже не приносят эффективного результата. Современные молодые люди не могут представить свою жизнь без новых технологий (компьютера, интернета, социальных сетей, онлайн ресурсов). Появились даже такие характерные в этом смысле определения и понятия как digital immigrants (электронные иммигранты) – люди рожденные до 1985 и рожденные после этого года – digital natives (электронные местные), а также методы e-learning – обучение с помощью интернет технологий и мультимедийных средств.

Применение на уроках интерактивных средств обучения привносит в учебный процесс новое содержание и форму, помогает повысить мотивацию к обучению. Обобщая опыт уже наработанный в профессиональной педагогической среде по применению электронных образовательных ресурсов, можно выделить их преимущества по сравнению традиционными методами преподавания:

1. Объективность контроля;
2. Индивидуализация процесса обучения;
3. Оперативное решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий);
4. Сочетание методических приемов;
5. Разнообразие видов деятельности обучаемых
6. Наглядность предлагаемой программы
7. Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы.

Развитию этого процесса также способствуют практически все современные, передовые издательства учебной литературы по иностранным языкам как российские, так и зарубежные. Издательства «Просвещение» и «Дрофа» на протяжении уже нескольких лет проводят активную кампанию по продвижению электронных учеников, когда преподаватели имеют возможность познакомиться с электронными носителями информации и научиться, что тоже является не маловажным, пользоваться электронными учебниками во время уроков. Каждый электронный учебник предоставляет большое количество дополнительных опций, это и тестовые задания к каждой теме или разделу учебника для подготовки к контролю знаний, обширная база мультимедиа контента и интерактивных объектов в каждом учебнике, добавление собственных материалов, ссылок, закладок созданных учителем и др. Сайты наполнены разнообразными интерактивными разработками по подготовке к сдаче экзаменов, расширению словарного запаса, электронными словарями, видео контентом. А книжные новинки обязательно имеют электронный диск с дополнительными возможностями, в том числе и по созданию виртуального кабинета группы, где каждый студент вместе с преподавателем дистанционного решают актуальные вопросы по предлагаемому для усвоение материалу. Еще одним из основных плюсов всех электронным разработок является довольно высокая скорость обновления ресурсов и расширения уже ранее существующих баз.

Таким образом инновационные методы обучения сегодня основаны прежде всего на освоении информации через мультимедиа технологии, а наличие в кабинете преподавателя проектора, экрана или мультимедийной доски становиться обязательным элементом учебного процесса. Наглядность, доступность и простота изложение материала позволяет в разы повысить мотивацию и эффективность работы на уроке.