Дошкольное образование детей с ОВЗ

Одной из основных задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

В образовательной организации созданы специальные условия для получения образования этой категории дошкольников.

Применяется целый комплекс мер:

  • Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребенку с учетом индивидуальных особенностей развития;
  • Создание коррекционной развивающей среды (метки, ориентиры, тактильные панели, наличие массажной зоны, логопедического зеркала и пр.);
  • Наличие технических средств обучения и оборудования (увеличители, подсветы, тифлоприборы «Светлячок», «Графика», «Ориентир» и др.)
  • Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические пособия, рельефно-графические изображения, схемы;
  • Стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром.

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Общей типологической особенностью развития слабовидящих дошкольников вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что процесс познания происходит на суженной сенсорной основе.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития. В рамках коррекционной работы проводится обследование исходного уровня физического развития ребенка, общей и мелкой моторики, изучается уровень сохранных анализаторов, их возможность отражать свойства и признаки предметного мира: восприятие предметов остаточным зрением, слуховое, осязательное восприятие, использование обоняния, выявляется уровень сформированности эмоционально – волевой сферы. На основании результатов обследования специалистами психолого-педагогической службы комплекса (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и др.), педагогами дошкольных групп разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) со слабовидящим ребенком направлена на:

  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие восприятия пространства и ориентировки в нем
  • Развитие осязания и мелкой моторики
  • Развитие социально-бытовой ориентировки
  • Развитие  эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности слабовидящего ребенка.

Наряду с традиционными методами коррекции педагоги комплекса широко применяют компьютерные программы комплекса «Академик» для реабилитации детей с нарушением зрения: «Цветок», «Кодинг», «Юла», «Охота», используют специальные приборы: Графика, Рельеф, Светлячок, увеличитель Топаз и др.

Тифлопедагог координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу. Благодаря совместной работе всех специалистов происходит коррекция зрительных функций, развитие компенсаторных возможностей детей.

В образовательной организации проводится также лечебно-восстановительная  работа, которая организована в форме сетевого взаимодействия с ГБУЗ ДГП №125.

Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы предполагает:

  • раннюю всестороннюю диагностику нарушения зрительных функций, позволяющую выявить степень, характер и причины дефекта;
  • проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, необходимых для восстановления нарушенных зрительных функций;
  • комплексное медико-педагогическое воздействие, стимулирующее дальнейшее формирование зрительных функций;
  • преодоление первичных, вторичных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка
  • компенсацию и коррекцию зрительных дефектов

Гимнастика для глаз

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.

Гимнастика для мышц глаза через каждые 7-10 минут зрительной работы, является эффективным средством для профилактики нарушений зрения. При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры, стихотворные формы, видеоизображения, которые способствуют достижению главной цели упражнения -сосредоточению взора на предмете, переводу взора с одного предмета на другой, фиксации взглядом действий рук, последовательному прослеживанию, зрительной ориентировке в окружающем пространстве.

Особенности  воспитания и обучения детей с нарушением речи 

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, у которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.

   

Для детей с тяжелыми нарушениями речи в группах создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая их раскрепощению, укреплению веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками.  Для обогащения социального опыта и гармоничного включения ребенка с ТНР в коллектив сверстников воспитание и обучение строится на основе активного познания окружающего мира, практического освоения предметной среды.  Детей учат творчески использовать речевые умения и проявлять коммуникативные сенсомоторные качества в различных видах деятельности.

Логопедические занятия учителя-логопеда с детьми с ТНР подразделяются на подгрупповые и индивидуальные и направлены на формирование и развитие:

  • лексико-грамматических средств языка,
  • фонематического слуха,
  • слоговой структуры слова,
  • правильного звукопроизношения,
  • правильного речевого дыхания,  
  • связной речи,
  • мелкой моторики и координации речи с движением,
  • подготовку детей к овладению грамотой.

В процессе работы с детьми с ТНР для мотивированного многократного повторения различных речевых конструкций используется большой объем наглядного (графического) материала и интерактивные средства обучения, побуждающие познавательный интерес ребенка, а так же специализированные учебные тренировочные устройства, предназначенные для формирования у детей с ТНР первоначальных речевых умений и навыков.